Народная музыка Кавказа

Народная музыка КавказаС устным народно-поэтическим творчеством была тесно связана народная музыка, широко «распространенная у всех народов Северного Кавказа. Наряду с певцами большой популярностью пользовались и народные музыканты. Таковыми были, например, в годах Ингушетии Басыркоевы, передававшие свое искусство из поколения в поколение. Крупнейшие русские композиторы XIX — V начала XX в. (А. А. Алябьев, С. И. Танеев и М. А. Балакирев ) интересовались музыкальным фольклором народов Кавказа. С. И. Танеев в 1886 г. записывал песни кабардинцев и балкарцев. Не) все оттенки мелодии он смог выразить нотными знаками, настолько они были своеобразны и трудно уловимы даже для профессионального композиторского слуха. Мелодии песен были в то же время однообразны, бедны, и подчас одна мелодия использовалась! для нескольких песен. Инструментальная мелодия, сопровождавшая напев, давала лишь канву, а не определенную и четкую композицию песни. Очевидно, это было «вязано с самим характером фольклорных произведений, передававшихся из уст в уста, на слух, без каких бы то ни было нотных записей, так что мелодия’ сильно варьировала. Наиболее древними по мелосу С. И. Танеев считал исполнявшиеся Женщинами Трудовые песни.

Естественно, что энтузиазм одного-двух композиторов не мог дать ощутимых результатов при сборе музыкального фольклора и большинство народных песен Северного Кавказа оставалось не изученпым и даже неизвестным музыкальной общественности России. Изучением музыкального фольклора северокавказских народов до Октябрьской революции занимались преимущественно в Грузии и Армении ®. Поэтому, в частности, свойственная народной музыке грузин и армян увеличенная секунда стала неверно приписываться музыке всех народов Кавказа. Таким образом, о музыке северокавказских народов широкой аудитории любителей музыки было известно очень мало.

Похожие записи

Популярные записи