Народные сказители и сказительницы

Народные сказители и сказительницыНародные сказители и сказительницы выступали не только с ионием, (сказаниями, они применяли приемы и драматической игры, что. и вызывало глубокий эмоциональный отклик слушателей и зрителей. В числе таких выдающихся артистов в XIX в. у адыгов были известные певцы, сказители и импровизаторы (Джегуако) Султан-Керим-Гирей, Шазо Ибрагим, Кульчуко Сижажев, Аген — доков, Куйнепг Джанчатов, Осман Сиюхов, Тхайшау Аутлев, у карачаевцев и балкарцев такие сказители назывались Халкжер — чип. В Осетии с театрализованными представлениями выступал популярный народный юказитель Бибо Дзугутов, ставший широко известным еще в конце XIX в. Любительские драматические кружки, созданные в конце XIX — начале XX в. в среде осетинской интеллигенции, ставили пьесы первого осетинского драматурга Елбыздыко Бритаева, переводные пьесы русских драматургов. После революции 1905 г., пробудившей творческие силы народов национальных окраин, началась театральная самодеятельность адыгов. Силами местной интеллигенции устраивались (первые спектакли типа «Черкесской программы» в Екатеринодаре (ныне Краснодар) или «Живых картинок» в Нальчике.

Однако хотя у северокавказских народов имелись еще в дореволюционное время зачатки драматических театрализованных представлений в виде обрядов, песен с танцами, а также любительские драматические кружки, профессионального театра до Октябрьской революции не было. Очень слабо была развита до революции профессиональная литература. Даже письменности у большинства северокавказских народов па родном языке не было, за исключением осетин, у которых устойчивая письменность возникла в середине XIX в. Были у горцев Северного Кавказа отдельные просветители, оставившие потомкам свои труды, написанные на русском языке, а также на родном языке с помощью арабского или же изобретенного ими самими алфавита. Просветители собирали фольклорные материалы, исторические сведения о своем пароде, этнографические данные, создавали поэтические произведения. Так была Написана «История адыгейского народа» Ш. Б. Ногмовым, собраны и обработаны фольклорные материалы адыгейцев Хан-Гиреем, /оз — давались первые буквари, не нашедшие, к сожалению, в то в/емя распространения среди народа.

Похожие записи

  • 04.11.2014 Сближение с городской модой Сближение с городской модой сильно сказалось на рукавах. Проймы стали выкройными, рукава разнообразными по покрою. Сверху их присобирали, иногда с буфом; встречались широкие рукава, иногда […]
  • 22.11.2014 Основное занятие жителей Основное занятие жителей составляло животноводство, виноградарство, садоводство и разведение марены. Грузины, осетины и черкесы, по свидетельству одного местного журналиста, «пополняли […]
Популярные записи