Нартские сказания

Нартские сказанияБольшинство нартских сказаний записывалось как тексты, хотя эти сказания имели своеобразный стихотворный размер и ритм и обычно исполнялись с музыкальным сопровождением. Мелодию стиха и его ритмику подчеркивал аккомпанемент на национальном струнном инструменте. При исполнении сказаний иногда поэтический текст перемежался с прозаическим, который часто служил как бы предварительным или сопровождающим объяснением основного поэтического текста. Поэтому можно считать, что в нартских сказаниях преобладает поэтическая форма, почему в настоящее время русские переводы нартских сказаний, как правило, являются стихотворными. Значительное место в фольклоре народов Северного Кавказа занимают народные песни, исторические и трудовые, лирические и обрядовые. Наиболее древние из них — трудовые, связанные с различными, производственными процессами (косьбой, обработкой шерсти, сбиванием масла и т. п.) . Многие трудовые песни исполнялись в такт движению при рабочем процессе, это относится, в частности, к адыгским песням косарей. Некоторые песни, исполнявшиеся в наиболее ответственные периоды сельскохозяйственных работ, как, например, песни при первой пахоте, включают и обрядовые мотивы — моления божеству с просьбой о щедром урожае. Еще более явственно обрядовые мотивы выступают в песнях, связанных с семейными празднествами, в особенности со свадьбой. Большой цикл обрядовых песен составляют песни — жалобы, поминальные. Среди любовных песен, наряду с воспевающими чувство любви, много и таких, в которых поется о неразделенной любви, о горькой судьбе девушки, выдаваемой замуж за нелюбимого, за старика. У народов Северного Кавказа было широко распространено исполнение народными певцами и сказителями песен, легенд, сказок. Часто устраивались состязания народных певцов, собиравшие многочисленных слушателей. Обычно народные певцы-сказите — ли являлись одновременно и знатоками родного фольклора, и сочинителями песен, сказаний, п их исполнителями. Далеко разносилась по Кавказу слава таких народных певцов-поэтов, как лкарец Кязим Мечиев, адыгеец Цуг Теучеж, кабардинец Бекрза Пачев, осетин Бибо Дзугутов.

Похожие записи

  • 19.11.2014 Сельские комитеты всеобуча Сельские комитеты всеобуча проявляли большую изобретательность в изыскании денежных средств для школьных нужд. Как повествует тот же автор, «Мамруков созвал собрание колхозников и сказал: […]
  • 09.12.2014 Перемены происшедшие в северокавказском селе О переменах, происшедших в северокавказском селе уже в первые годы после коллективизации, можно судить по следующим данным. В маленькой и сплошь сельской Адыгее в конце первой пятилетки […]
Популярные записи