Равнинные и предгорные селения

Равнинные и предгорные селенияНа равнинные и предгорные селения географическая среда накладывала гораздо меньший отпечаток, чем па горные, хотя и здесь довольно четко прослеживается тяготение населенных пунктов к водным источникам, вдоль которых они иногда тянулись беспрерывной цепью на многие километры. Например, адыгейский аул Шехачей (ныне Кнчмай), состоявший из девяти отдельных, близко расположенных один от другого поселков (х1аблеБ), занимал пространство вдоль р. Шахе почти на 70 км. На десятки километров по течению р. Аше тянулся также аул Лохотх (ныне Красноалександровский), состоявший из девяти хаблей, и т. д. Однако преобладающей формой поселения на равнине еще в середине прошлого столетия были, как и в горах, относительно небольшие поселки, состоявшие из нескольких дворов, преимущественно пофамильного заселения. Более крупные мпогофамильные поселения встречались у за — кубанских адыгов, кабардинцев, что объяснялось рядом причин, среди которых важное место занимали соображения обороны. Смешанными миогофамильными были также поселения и первых выселенцев на равнину из числа осетин, чеченцев и ингушей. Во второй половине XIX в. административным путем большинство равнинных селений было укрупнено до нескольких десятков — нескольких сотен дворов. Так, в Кабарде в результате проведенной царскими властями в 1866 г. земельной реформы вместо прежних 118 мелких поселков было образовано 42 крупных селения по 200—300 дворов. В крупные аулы по нескольку десятков дворов были сселены остатки адыгейских племен после их выселения с гор. С проведением генерального межевания в последней четверти XIX в. осетинские, чеченские и ингушские селения на равнине были также значительно укрупнены за счет подселения с гор и ликвидации ряда мелких хуторов и поселков. Основная цель, которую преследовали царские власти, проводя укрупнение равнинных селений, состояла в том, чтобы поставить северокавказские народы под более сильный контроль своей администрации.

Похожие записи

  • 20.12.2014 Культурный уровень семьи у пародов Северного Кавказа Существенным показателем возросшего культурного уровня семьи у пародов Северного Кавказа является та роль, которую теперь играет в ее жизни печатное слово — газета, книга, журнал. В […]
  • 11.01.2015 Музыкальное творчество Музыкальное творчество северокавказских народов, тесно связанное с песенным. и танцевальным фольклором, начало развиваться после Октябрьской революции на новой, профессиональной основе. […]
Популярные записи