Сельские комитеты всеобуча

Сельские комитеты всеобучаСельские комитеты всеобуча проявляли большую изобретательность в изыскании денежных средств для школьных нужд. Как повествует тот же автор, «Мамруков созвал собрание колхозников и сказал: «В Мемхеге надо устроить большую школу грамоты. Нехорошо учить народ в сараях». Ему собрание ответило: «Нету денег. Люди есть, но они бедные».—«Найдем»,—сказал Мамруков… Через неделю была объявлена черкесская свадьба. Билеты на свадьбу развозили два дня верховые по окрестным аулам. Свадьба была объявлена в помощь культэстафете, лик — пункту и ребятам на горячие завтраки. Когда приехали гости из Хакуринохабль, из коммуны «Свободный труд»… был открыт сбор пожертвований в пользу культэстафеты… Колхозники принесли птицу, положили на стол пять баранов, четыре улья меду, иные клали на стол деньги. Собрали 1100 рублей на просвещение». Огромную работу по всеобучу проводили сельсоветы. Совместно с правлением колхоза они ремонтировали школьные помещения, заготавливали на зиму топливо, организовывали общественное питание для детей и снабжали их обувью и одеждой, следили за обеспечением школьников учебными пособиями, а главное — заботились об обязательном посещении детьми местных школ. Советы также постоянно проявляли максимальную заботу о материально-бытовом положении учителей: обеспечивали их

Квартирой, топливом, следили за своевременным получением зарплаты и т. д. Для успешного развития народного образования необходимо было увеличить и ускорить строительство школ главным образом в сельских местностях, снабдить школы инвентарем и пособиями. Особенно трудно было местным властям построить новую школу в горных районах, куда подчас почти невозможно было доставить строительный (материал. Так, председатель Балкарского райисполкома Хусейн Настуев в 1933 г. рассказывал одному журналисту о трудностях строительства школ: «Знаешь, что значит построить школу в горах? Будешь в Хуламо-Безенгиевском ущелье, обязательно побывай в селении Шыкы — спряталось в горах под скалой. Там увидишь новую школу. Кто не в курсе дела — не увидит в пей ничего особенного,—в России таких школ много. Но надо знать, что значит доставить строительные материалы в горный аул. Кирпич, черепицу в Шыкы возили из Нижнего Чегема — там есть черепичный завод. До Верхнего Чегема — подводами…, дальше через перевалы Чегемчек и Джююр-чжю — ишаками, по десятку кирпичей на животное. Лес доставляли с Карасу с лесозавода, а до него от Безенги 60 километров, известку и железо из Нальчика — тоже на мулах и на ишаках. А много ли может поднять ишак, особенно в гору? Чепуха, совсем мало. На школу одной извести пошло 2700 пудов, а от Нальчика до Нижнего Хулама и Безенги 90 километров. Ну, когда увидишь наши горные дороги — сам поймешь, какая это победа — каждая новая школа в горах»Пятилетние планы основных мероприятий по народному образованию

В годы второй и третьей пятилеток школьная сеть продолжала расширяться, росло число учащихся. Значительно улучшилось качество преподавания, что существенно повысило уровень знаний учащихся.

Однако в рассматриваемый период перед национальными областями Северного Кавказа по-прежнему стояла задача по вовлечению в школы девочек. Местными органами народного образования и непосредственно педагогами была проделана колоссальная работа в этом направлении. В начале 30-х годов в некоторых районах Северного Кавказа начальные школы стали впервые посещаться в сравнительно большем числе девочками, но в старших классах семилетних школ еще заметен был значительный отсев девочек.

Это объясняется тем, что одни семьи не имели материальной возможности но многу лет обучать девочек в школе, другие же продолжали все еще относиться с предубеждением к обучению девочек в школе, считая это излишним и даже вредным. Вообще же отсев учащихся в старших классах школы был в начале 30-х годов значительным во многих областях Северного Кавказа и среди мальчиков, что объяснялось рядом причин — господством религиозно-бытовых предрассудков в семье школьника, недостатком рабочих рук для ведения хозяйства, для присмотра за маленькими детьми и т. д. Поскольку в начальный период борьбы за всеобуч еще нередкими были случаи, когда дети бросали школу из-за материальной необеспеченности, в национальных областях создавались школы — интернаты, где получали образование дети горцев-бедняков.

Были достигнуты немалые успехи и в переходе к обучению на родном языке. Сроки этого перехода были не везде одинаковые. Раньше всех его осуществила Северная Осетия. У балкарцев, карачаевцев и адыгейцев этот переход закончился в 1931/32 г., у чеченцев, ингушей, кабардинцев, черкесов, у которых не хватало учебников на родном языке и национальных учительских кадров,— в 1933/34 г.

Похожие записи

  • 22.10.2014 Школы сельской и рабочей молодежи Большую роль в системе народного образования северокавказских автономий стали играть школы сельской и рабочей молодежи, а также школы взрослых. В настоящее время число этих школ […]
  • 04.11.2014 Сближение с городской модой Сближение с городской модой сильно сказалось на рукавах. Проймы стали выкройными, рукава разнообразными по покрою. Сверху их присобирали, иногда с буфом; встречались широкие рукава, иногда […]
Популярные записи