Развитие горской семьи

Развитие горской семьиВ процессе почти полувекового социалистического развития горской семьи из ее быта постепенно вытеснялись обусловленные столетиями социальной и культурной отсталости архаические обычаи. В первые годы Советской власти были почти Ликвидированы Наиболее социально опасные проявления патриархально-феодального быта (прежде всего кровная месть, похищение женщины, калым, многоженство); в годы развернутого строительства социализма были в основном подорваны все патриархальные устои семьи и стали возникать новые, социалистические черты семейного быта; в послевоенные годы этот процесс значительно усилился и захватил даже самые консервативные стороны бытового уклада семьи. Социалистическое преобразование семейного быта народов Северного Кавказа происходило и происходит неравномерно: городская семья в этом отношении пока еще заметно опережает сельскую. Однако разрыв между ними все более сокращается, что сказывается в постепенном сближении их материального и культурного уровня и нивелировке семейно-бытовых традиций. Этому сближению способствует прогрессивное влияние городского быта на сельский, рост сельской интеллигенции и расширяющаяся практика социально-смешанных браков. Немалая роль в развитии семейного быта северокавказских народов принадлежит также культурно-бытовому сближению народов нашей страны. Здесь сказывается прежде всего влияние наиболее развитой русской культуры, еще недавно ограниченное главным образом городской средой, а теперь все заметнее ощущающееся и в сельских районах. Распространяясь частью через посредство той же городской среды, частью через непосредственные бытовые контакты, дошкольные учреждения, школу, национально-сметанные браки и т. д., оно отражается и с современном материальном быте горской семьи, и в новых чертах внутрисемейных отношений, и в складывающейся новой обрядности. Это и понятно: в силу определенных исторических обстоятельств русская семья раньше изжила в себе остатки патриархального быта и ее более развитый уклад оказывает заметное воздействие на семейный уклад народов Северного Кавказа. Было бы, однако, неверным приписывать новые черты в быту горской семьи главным образом культурному влиянию, видеть в них простое заимствование соответствующих черт русского или какого-нибудь другого семейного быта. У всех советских народов семья развивается на общей социалистической основе и в одном направлении завершения своей социалистической перестройки. В этих условиях в ней складываются единый тип внутрисемейных отношений, сходные нормы поведения, близкие формы обрядности. В силу относительной консервативности семейного быта в нем пока еще продолжают сохраняться некоторые остатки прошлого. Они проявляются то в реликтовых формах брачного выкупа или многоженства, то в требовании подарков родне жениха, то в пережитках патриархального этикета, обычаев избегания, религиозной Или иной устаревшей обрядности. Эти и цодобные им отголоски старины с каждым годом становятся все менее терпимы в социалистическом обществе. В последние годы, отмечепные нарастанием темпов развития советского общества на путях строительства коммунизма, процесс отмирания старых и сложения новых традиций в семейном быту народов Северного Кавказа заметно ускорился.

Похожие записи

  • 11.01.2015 Деревянная качалка с отверстием для стока мочи У всех народов Северного Кавказа она была приблизительно однотипна — деревянная качалка с отверстием для стока мочи. Однотипным было и пеленание — тугое и неподвижное, для чего младенца […]
  • 04.12.2014 Общественные фонды потребления Еще одна важная особенность этого процесса — значительное увеличение той роли, которую играют в экономике семьи общественные фонды потребления. В послевоенные годы и особенно за последнее […]
Популярные записи