Возможность совмещать работу с учебой в вечерних школах

Возможность совмещать работу с учебой в вечерних школахВ 30-х годах молодежь, работавшая на промышленных предприятиях и стройках, получила возможность совмещать работу с учебой в вечерних школах, широко развернувших свою деятельность именно теперь. В начале 30-х годов все более расширялась и сеть специальных средних и высших учебных заведений, увеличивалось число студентов рабфаков, техникумов, вузов. По данным на 1 января 1934 г., в крае уже насчитывалось 13 высших учебных заведений с числом учащихся свыше 4,5 тыс. человек, 44 техникума с 10,5 тыс. учащихся, 14 рабфаков с 3,6 тыс. учащихсяТрудности в деле народного образования все еще заключались в недостатке учителей из коренной национальности. В связи с этим ежегодно увеличивалась подготовка местных педагогических кадров. Из года в год в национальных областях Северного Кавказа все больше становилось учителей, окончивших специальные курсы, педагогические техникумы и институты. Один только Горский (позднее Северо-Осетинский) педагогический институт за 20 лет своего существования выпустил 2495 учителей, среди которых были представители многих северо-кавказских национальностей. Созданный в 1932 г. Кабардино-Балкарский педагогический институт подготовил за первые десять лет 1133 учителя. Особенно наглядны цифры роста численности учителей из коренной национальности. Так, перед Великой Отечественной войной в школах Кабардино-Балкарии насчитывалось 1113 учителей (кабардинцев и балкарцев), в то время как в 1921/22 учебном году было всего 20 учителей. В выращивании национальных педагогических кадров большую роль сыграли институты усовершенствования учителей, существовавшие в. Адыгее, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии и других национальных областях. Многое было сделано за 30-е годы и в подготовке кадров национальной интеллигенции высшей квалификации — врачей, агрономов, инженеров и т. п., которая велась не только в пределах самих национальных автономий, но и во многих городах СССР, особенно в Москве, Ленинграде, Баку, Ростове-на-Дону. Например, в 1938 г. в различных городах Советского Союза одной только осетинской молодежи обучалось более 3 тыс. человекШколы Северного Кавказа

Школы Северного Кавказа возобновили работу немедленно после изгнания врага. Однако многие школьные здания были разрушены во время военных действий и временной оккупации. Часто под школы временно приспосабливались жилые дома. Из-за нехватки помещений занятия в школах велись в две-три смены. Ощущалась также острая нужда в школьном оборудовании, учебниках, наглядных пособиях. Поэтому параллельно с возобновлением школьных занятий на средства, выделенные государством и собранные населением, восстанавливалась материальная база народного образования. Учителя и ученики, все население прилагали максимум усилий, чтобы скорее восстановить школьные здания и оборудование.

Большое внимание уделялось обеспечению школьников всем необходимым для учебы. Особую заботу проявляли о детях фронтовиков: их в первую очередь обеспечивали обувью, теплой одеждой, бесплатными горячими завтраками. Несмотря на чрезвычайные трудности военного времени, отсутствие достаточных материальных средств, учебной литературы, проведение занятий в неотапливаемых помещениях н т. п., дети пе пропускали уроков, учились с особой прилежностью, родители же прилагали всяческие усилия, чтобы обеспечить детям возможность учиться. Теперь уже нигде в горах Северного Кавказа не было и речи, чтобы не посещать школу. В годы Великой Отечественной войны большую работу проводили высшие и средние специальные учебные заведения Северного Кавказа: было подготовлено немало учителей для школ, врачей для фронта и тыла, а также различных специалистов для промышленности и сельского хозяйства.

В период войны продолжали свою деятельность и культурно — просветнтельные учреждения, материальная база которых тоже сильно пострадала в период оккупации. В клубах, домах культуры, библиотеках устраивались выставки, посвященные Советской Армии и Военно-Морскому Флоту, организовывались лекции, читки газет и журналов, создавались кружки художественной самодеятельности, которые обслуживали госпитали.

В первые годы после окончания войны на Северном Кавказе продолжалось восстановление системы народного просвещения. На это государством были ассигнованы огромные средства. По-прежнему активное участие в восстановлении школ и других очагов культуры принимало население, промышленные — предприятия и колхозы своими силами строили здания школ, клубов, библиотек, дворцов культуры. В этот тяжелый период залечивания ран, нанесенных войной, братскую помощь Северному Кавкаву оказали трудящиеся Российской Федерации.

Похожие записи

  • 08.12.2014 Религия — как официальный ислам или христианство Религия — как официальный ислам или христианство, так и остатки древних языческих культов — пронизывала повседневный быт семьи. В каждой мусульманской семье все ее члены лет с 12 совершали […]
  • 24.10.2014 Численность чеченцев-горожан Численность чеченцев-горожан, по материалам переписи 1959 г., достигла 22,3 тыс., т. е. 9,1% чеченского населения республики. В основном чеченское городское население концентрируется в […]
Популярные записи