Кулачество и духовенство

Кулачество и духовенствоКулачество и духовенство повело яростную агитацию против ношения женщинами пальто. Эту агитацию поддерживала и часть политически не просвещенного трудового мужского населения. Так, Г. X. Фанзиева, рассказывая о работе, проводимой в овязи с этой кампанией, приводит слова мужчин: «нечего жене ходить на собрания, я сам пойду; не надо ей пальто!» В Чечне иногда мужчины отбирали полученные их женами пальто, продавали их или носили сами. В связи с подобными случаями в Постановление Комиссии улучшения труда и быта горянок (КУТБ) был внесен и такой пункт: «Считать необходимым, чтобы члены партии, комсомол и беспартийный актив были примером, приобретая пальто для своей семьи в первую очередь»16. Убеждать приходилось не только мужчин, но и самих женщин. При этом играли роль не только старинные обычаи, но и выработавшийся веками вкус. Не случайно в газетах писалось, что специально организованной комиссии при Крайсоюзе было поручено «выработать тип одежды, удовлетворяющей запросам и вкусам горской женщины». К сожалению, данных о работе этой комиссии мы не имеем.

Все это хотя и серьезно осложняло ход кампании «пальто — горянке», не могло, однако, сорвать столь важное мероприятие. Все больше и больше горянок начали носить пальто и включались в общественную жизнь. Например, в отчете по Кабардино-Балкарии за 1929 г. указывалось: «Участие женской массы в прошедших перевыборах сельсоветов значительно увеличилось по сравнению с прошлым годом. Так, перевыборы этого года насчитывали 52% участниц-жешцин против прошлогоднего 21%. Горянки, получившие пальто, были лучшими помощниками в организации женских масс, в момент перевыборов и агитаторами за необходимость участия в перевыборах»17. В 1931 г. на перевыборы пришло уже 66,7% женщин-избирательниц и в отчете указывается, что повышению активности «способствовала организация 84 детских комнат и распределение 2000 пальто беднячкам»18. Выступая в 1931 г. на окружном съезде Кабардино-Балкарии, Айшах Ива — зова говорила: «Я работала у кулака батрачкой много лет и сильно страдала от непосильной работы. Теперешняя моя жизнь и всех нас женщин — есть свет. Раньше мне нечего было надеть, теперь я хожу в шелковом платье, и как бы мулла ни запрещал надевать пальто, я его все-таки надела»

Похожие записи

  • 04.11.2014 Сближение с городской модой Сближение с городской модой сильно сказалось на рукавах. Проймы стали выкройными, рукава разнообразными по покрою. Сверху их присобирали, иногда с буфом; встречались широкие рукава, иногда […]
  • 07.12.2014 Одежда народов Северного Кавказа Существенные изменения претерпела одежда народов Северного Кавказа в период первой мировой войны и последовавшей за ней гражданской войны. Ощущавшийся в это время острый недостаток тканей, […]
Популярные записи