Погребальный ритуал

Погребальный ритуалВ среде сельской интеллигенции и передовой части крестьянства погребальный ритуал нередко носит как бы полутрадиционный характер. Похороны происходят без участия служителей культа, молитв и поминальных раздач, но их внешняя обрядность остается в основном прежней. Иногда на такие похороны, вопреки мусульманской традиции, допускаются женщины и дети. Подобным же образом проходят похороны и во многих городских семьях, тем более что у народов Северного Кавказа останки умершего горожанина по большей части еще увозят для погребения в его родном селении. Последнее обстоятельство породило как бы двойной погребальный ритуал: нередко бывает, что похороны начинаются в городе гражданской панихидой с возложением венков, траурной музыкой и т. д. и заканчиваются в селении более или менее традиционным погребением. В заключение коротко остановимся на особенностях быта смешанных в национальном отношении семей. Этот вопрос представляет тем больший интерес, что количество подобных семей быстро растет и присущий им уклад в известной мере отражает тенденции развития семейного быта народов Северного Кавказа. Быт смешанной семьи при всем своем индивидуальном своеобразии определяется прежде всего тем, в каком — городском или сельском — окружении живет эта семья. В многонациональной городской среде образ жизни такой семьи сравнительно мало зависит от национальной принадлежности супругов и, как правило, носит очень смешанный характер. В наблюдавшихся нами в 1966 г. в Черкесске нескольких черкесско-ногайских и черкесско — русских семьях в одинаковой степени готовились и местные и русские блюда, дети носили как местные, так и русские имена; в то же время во всех этих семьях языком общения был русский и дети посещали русскую школуСпецифика быта в сельских районах

Несколько иначе обстоит дело в сельских районах. Здесь специфика быта во многом зависит от того, на какой национальной базе возникла семья. Образ жизни сельской семьи, основанной на браке представителей близких по своей традиционной культуре северокавказских народов, обычно мало отличается от обраэа жизни соседних несмешанных семей. Как правило, жена, поселяясь у мужа, в скором времени усваивает язык и культурно — бытовые навыки окружающего населения; то же происходит и с детьми, иногда, впрочем, в той или иной степени знающих также и язык матери. Напротив, семьи, возникшие в результате брака мужчин северокавказских народов с русскими или украинками (обратный вариант в сельских районах почти не встречается), по большей части заметно выделяются из числа других семей, так как в этих случаях женщины не только сами приспосабливаются к новой бытовой обстановке, но и в свою очередь оказывают на нее определенное воздействие. Хотя многие русские женщины, войдя в сельскую семью, со временем овладевают местной речью, в домашнем быту, как правило, устанавливается двуязычие. Бывает, что каждый из супругов предпочитает пользоваться в разговоре родным языком, однако дети почти всегда одинаково хорошо владеют языками отца я матери. Нередки случаи, когда в одной и той же семье часть детей получает местные, а часть — русские имена. Еще чаще встречается бытовая двуимянность, при которой ребенку наряду с официальным местным именем дают сходное по звучанию русское или наряду с официальным русским — сходное по звучанию местное имя.

Похожие записи

  • 30.12.2014 Различные формы отказа от ограничительных отношений Эти формы очень многообразны, так как зависят не только от известной специфики избегания у различных народов Северного Кавказа, но и от индивидуальных особенностей быта разных семей. В […]
  • 30.12.2014 Города, селения, жилище Ко времени Великой Октябрьской социалистической революции подавляющее большинство населения Северного Кавказа проживало в сельских населенных пунктах различного типа. Имевшиеся в пределах […]
Популярные записи