Развитие народного просвещения

Развитие народного просвещенияОсуществляя политику угнетения народов национальных окраин при активной поддержке реакционной верхушки местного духовенства, буржуазии и помещиков, русский царизм всячески препятствовал культурному развитию народов Северного Кавказа и, в частности, развитию народного образования.

Так, к концу XIX — началу XX в. общеобразовательных школ на Северном Кавказе было ничтожное число, грамотные насчитывались единицами. Некоторое исключение составляла Северная Осетия, имевшая свою интеллигенцию, учителей, ряд школ, в том числе женских. В Карачаево-Черкесии школ не было до 1873 г., кроме горской школы в сел. Учкулан. За 18 лет (с 1873 по 1891 г.) в крае были открыты начальные школы только в пяти селениях: Кувинском, Бесленее, Эльбургане, Икон-Халке, Кубине*. В Адыгее к XX в. было открыто всего несколько начальных школ: в селениях Бжедугхабль, Тахтамукай, Понежукай, Габукай, Шенд — жий и некоторых других. В 1866 г. была создана горская школа в Майкопе. В Чечено-Ингушетии в конце 60-х — начале 70-х годов прошлого столетия стали функционировать всего лишь две горские школы: трехклассная грозненская — для чеченцев и двухклассная назраиовская — для ингушей. При этих школах местпые власти открыли пансионы. Часть мост в школах отдавалась русскому населению. В целом на Северном Кавказе в дореволюционное время больше было религиозных школ, так как народное образование сосредоточивалось главным образом в руках мусульманского духовенства. Следует подчеркнуть, что царское правительство умышленно поощряло внедрение религиозных школ на Северном Кавказе, которые насаждали суеверие и невежество среди темного, неграмотного горского населения. Как светские, так и религиозные школы не были доступны основной массе населения. Образование получали преимущественно дети богачей, да и то, как правило, мальчики. Об образовании девочек, особенно у мусульманскихнародов, не могло быт и речи. Да и дети, которые получали право учиться, находились в исключительно тяжелом положении: занятия обычно проходили, темных, холодных, совершенно неприспособленных! помещениях. К. Хетагуров, характеризуя школьные помещенияв горной Осетии, писал, что они «похожи скорее на хлев, чем на просветительное учреждение.

Похожие записи

  • 12.12.2014 Массовый переход к сооружению домов Кавказа является массовый переход к сооружению домов квадратного плана. Жилища традиционного вытянутого плана составляют в настоящее время менее одной трети от общего числа вновь […]
  • 31.12.2014 Успешное осуществление строительных работ Для успешного осуществления строительных работ колхозы и совхозы создают собственные предприятия по производству кирпича, черепицы, известки и других строительных материалов. В 1950 г. в […]
Популярные записи