Музыкальное творчество

Музыкальное творчество северокавказских народов, тесно связанное с песенным. и танцевальным фольклором, начало развиваться после Октябрьской революции на новой, профессиональной основе. Однако лишь в 30-х годах этот процесс приобретает более интенсивный характер. В это время развернулась деятельность одного из первых горских композиторов 3. К. Мепурнова, который провел большую работу по собиранию и обработке чечено-ингушской народной музыки. Композитор В. И. Долидзе собрал около 200 мелодий народных осетинских песен и оркестровал их, а Б. Га — лаев записал осетинские мелодии на фонографе.

В 30-х годах в Кабардино-Балкарии началось творчество композитора И. Кажарова. Композиторы А. Авраамов, А. Давиденко, М. Коваль и другие использовал|и в своих произведениях мелодические богатства северокавказской народной музыки. Купить сиалис в Грозном можно здесь. Известен «Марш» А. Авраамова, написанный на основе балкарских народных мелодий. Отмеченное на Первой олимпиаде искусств горских северо — кавказских народов в 1931 г. отставание изобразительного (искусства в продолжение 30-х годов постепенно ликвидируется. В эти годы появились новые живописцы и скульпторы, представители коренных национальностей, и продолжали совершенствовать свое искусство уже признанные мастера: осетинские художники

М. С. Туганов (работавший в те годы в Юго-Осетинской автономной области), А. 3. Хохов, скульпторы С. Тавасиев, С. Санакоев, чечено-ингушские живописцы X. Ахриев, Г. Даурбеков, М. Ба — зоркин и др. Основным направлением изобразительного искусства северокавказских народов стал социалистический реализм. Художники создавали в основном картины на историко-революционные темы, а также отображали в своих произведениях повседневную жизнь трудового народа. Примером могут служить работы ингушского жажвопикща X. Ахриева «Взятие белыми селения Эка — жево», «Ткачиха», полотна замечательного осетинского художника М. С. Туганова, картина А.-Г. 3. Хохова «Власть белых» и др. Заслуженный деятель искусств Северо-Осетинской АССР Аслан-Гирей Знаурович Хохов лишь в советское время получил возможность учиться в Академии художеств и стал профессиональным художником. В таком же реалистическом направлении развивалось искусство скульптуры у народов Северного Кавказа. Уже на Первой олимпиаде искусств горских народов были отмечены работы скульптора С. Тавасиева, который создал в трудном материале (белый известняк) интересный образ Кермена — легендарного революционера. Скульптор Дзантиев, работавший с глиной и булыжным камнем, известен интересными реалистическими работами «Голова матери», «Сидящая

Кабардино-Балкарские писатели, поэты, артисты, художники четыре дня демонстрировали свое искусство в Адыгейской автономной обл-асти, а затем с 24 по 29 июля 1967 г.—в Карачаево — Черкесской автономной области. В сентябре этого же года делегация деятелей литературы и искусства Карачаево-Черкесии прибыла с ответным визитом в Кабардино-БалкариюСовременные этнические процессы

Основные этнические процессы, происшедшие на Северном Кавказе за истекшие 50 лет, могут быть рассмотрены в четырех плоскостях: изменение этнической карты, национальная консолидация, сближение наций и процесс слияния небольших по численности групп, живущих за пределами своей этнической территории, с соседним крупным народом другого этнического корня. Бели сравнить предреволюционную этническую карту Северного Кавказа с современной, то видно, что за годы Советской власти произошло расширение территории расселения коренных народов этого края. Уже в первые годы Советской власти горцам были предоставлены многие бывшие помещичьи угодья и земельные излишки у казачьего населения. Это вызывало массовые переселения на равнину из горных районов Чечни, Ингушетии,

‘ Осетии, Балкарии, Карачая и Черноморской Шапсугии. Переселенцы образовали новые населенные пункты. Кроме того, ряд казачьих станиц на Тереке и Сунже заселились чеченцами, ингушами и осетинами. Во всех этих случаях на изменение этнических границ влияли экономические причины, так как это было передвижение крестьянского населения, страдавшего в горах от острого малоземелья. Позже, в период индустриализации страны, экономические причины порождали в отдельных случаях противоположный процесс переселения с равнины в горы. Ярким примером этого было возникновение в 30-х годах молибденового комбината в Баксанском ущелье, положившего основание в горах Балкарии городу Тырныаузу.

Не только экономические причины влияли на изменения этнического расселения. Великая Октябрьская социалистическая революция пробудила национальное самосознание у прежде угнетенных народов, и одним из проявлений этого было стремление их сплотиться на единых национальных территориях. Так, 200 семейств калмыков, издавна проживавших на Тереке, переселилось в 1927 г. в Калмыцкую автономную область, а большинство жителей адыгейского селения Суворово-Черкесского под Анапой в 1931 г. переселилось в Адыгейскую автономную область. Миграционные процессы 20—30-х годов XX в. были вызваны экономическими и национально-культурными потребностями коренных народов.

Естественный ход этнодемографических процессов на территории Северного Кавказа был нарушен в годы войны, когда часть этой территории была временно оккупирована немецко-фашистскими захватчиками (1942—1943 гг.). В 1944 г. чеченцы, ингуши, балкарцы и карачаевцы были переселены в Среднюю Азию. В 1956 г. Советское правительство восстановило права этих народов, которые вернулись на территорию своего прежнего расселения.

Похожие записи

  • 28.11.2014 Сохранение традиции в головном уборе Сохранение традиции в головном уборе наблюдается у женщин старшего поколения в Кабарде, Осетии, Ингушетии. В известной степени это относится и: до сих пор в селениях еще носят кавказские […]
  • 12.11.2014 Крупнейший город Северного Кавказа Один из крупнейших городов Северного Кавказа, выросших за последние годы,—Нальчик, столица Кабардино-Балкарской AGGP. Только за 4953—1963 гг. здесь было построено 244 тыс. кв. м жилой […]
Популярные записи