Эволюция мужской одежды народов Северного Кавказа

Эволюция мужской одежды народов Северного КавказаВообще при изучении эволюции мужской одежды народов Северного Кавказа всегда необходимо помнить, что она сложилась как костюм воина, наездника и была к этому хорошо приспособлена. Утверждение горской одежды как воинской формы терских и кубанских казаков егае более укрепило господствующее положение этой одежды на Северном Кавказе. В то же время европейская одежда — пиджаки, брюки на выпуск, различные шляпы, картузы, кепки — была прямой противоположностью горской одежде и поэтому прививалась с трудом. Не случайно из русской одежды в костюм горцев раньше всего вошли сапоги, не противоречившие местным привычкам и условиям и хорошо сочетавшиеся с черкеской и папахой.

Первая мировая и гражданская войны ближе ознакомили горцев с русской воимской формой и с тех пор ее элементы прочно вошли в щрский костюм или повлияли на него. В период гражданской войны появилась низкая папаха из каракуля или мерлушки с плоским суконным донышком, известная под названием «кубанки». Само собой разумеется, что появление в те или иные годы новой формы не обозначало ее всеобщего распространения. Вначале новая мода захватывала более молодое покоЛеняе, но Уже «самостоятельное», так как самые молодые и в выборе одежды не смели выйти из-под воли стариков. Обычно наряду с последней формой продолжали существовать и предшествовавшие. На фотографиях начала 20-х годов можно видеть и кубанки, и высокие папахи начала XX в., и лохматые шапки стариков, а в единичных случаях и фуражки военного образца. Носили также широкополые войлочные шляпы. Во время гражданской войны стали быстро распространяться брюки галифе, а позднее и бриджи, удобные для ношения не только с сапогами, но и с ноговицами7. В них было удобно ездить верхом и ходить в горной местности. Фасон их несколько отличался от обычных, так как иосили их на гашнике. В этом виде они настолько прочно вошли в быт, что не только молодежь, но и среднее поколение до сих пор считает их своей «национальной формой». В 20-х годах начали носить в качестве верхней одежды длинную шинель кавалерийского типа с высоким разрезом сзади. Нельзя считать, что причиной этого яйления были трудности с мануфактурой, как это было в русской деревне, где еще долго донашивали солдатские шинели или перешивали их на полупальто. На Северном Кавказе всегда было труднее достать покупную ткань для рубашки, чем сукно для черкески. Шинель привилась потому, что она была удобна в местных условиях, как и черкеска, и отвечала сложившимся традициям военизированного костюма. Ее шили себе и те, кто никогда не был в армии, но следовал моде.

Похожие записи

  • 26.10.2014 Торговля в сельской местности За последние годы более быстрыми темпами развивается торговля в сельской местности, что является одним из результатов осуществления мероприятий партии по сближению жизненного уровня […]
  • 20.11.2014 Коренизация административного аппарата Немалое значений имела и коренизация административного аппарата, для чего в ррде городов Северного Кавказа были организованы специальные^курсы (в Орджоникидзе — краевые курсы, в Черкесске […]
Популярные записи