Жилищное строительство в селениях

Жилищное строительство в селенияхЖилищное строительство в селениях в годы, предшествовавшие коллективизации, осуществлялось в основном силами самого населения, за исключением переселенцев, которым государство, как указывалось выше, помогало денежной ссудой и стройматериалами. Подавляющий процент жилого фонда в селениях в этот период продолжали составлять дома, построенные Большую часть новых жилищ на равнине составляли турлучные, а в горах — саманные постройки. Горцы, переселившиеся на равнину, попали в тяжелые жилищные условия, что объяснялось не только неустроенностью быта на новых местах и трудностями, связанными с переселением, но главным образом тем, что переселялись с гор преимущественно бедняки, которые и на старых местах жили хуже других односельчан. Например, обследование вновь образованных селений Северной Осетии, проведенное в 1924 г. специальной комиссией Особлздравотдела, показало, что 70% жилищ в них составляли «плетеные, едва обмазанные примитивные постройки», 8%—землянки, 5%— шалаши и только 17% — деревянные, саманные и кирпичные более или менее благоустроенные дома. Средняя стоимость всех построек крестьянского двора здесь оценивалась в 70 руб. (по курсу того времени), т. е. была «не дороже двух пар сапог среднего качества» 52.

Нехватка жилья, которая сказывалась почти повсеместно на Северном Кавказе в первые годы Советской власти, привела к тому, что появившиеся та селе кооперативы, культурные и советские учреждения на первых порах были вынуждены размещаться по частным домам. «В маленьких саклях и уголках жилых башен,—писал известный краевед JI. П. Семенов,—ютятся и бойко торгуют молодые кооперативы… На июлках и на полу в ящиках разложены за стойкой различные товары: обувь, цветные платки и шали, мануфактура, готовое детское платье, мыло, нитки, пуговицы, табак, спички, яйца, конфеты, тетради, карандаши, конверты, книги… столовые и чайные ложки, одеколон, пудра, оконное стекло, серпы и проч… Покупатель, зайдя в кооператив, подолгу задерживается в нем. Для местных жителей, особенно пришедших из более отдаленных селений, посещения лавки — важное событие. Как ни дорого рабочее время, надо внимательно пересмотреть все товары, убедиться в добротности ткани, обменяться новостями с заведующим кооперативом и встречными знакомыми»

Похожие записи

  • 04.11.2014 Традиционное представление о преступлениях Для понимания современных процессов перестройки сознания и быта важно отмстить, что традиционное представление о преступлениях, составляющих пережитки родового быта, в настоящее время во […]
  • 22.11.2014 Межнациональные браки Межнациональные браки чаще заключаются в городской, чем в сельской среде. Так, в 1963 г. в Орджоникидзе смешанные браки осетин составляли 16%, осетинок — 8,5%, а в Пригородном районе […]
Популярные записи