Традиционное представление о преступлениях

Традиционное представление о преступленияхДля понимания современных процессов перестройки сознания и быта важно отмстить, что традиционное представление о преступлениях, составляющих пережитки родового быта, в настоящее время во многом изменилось и переосмыслилось. Так, многожеп — ством теперь считают не только редкие случаи двоеженства, но и, как я у немусульманских народов, вступление в новые браки без официального оформления развода. В связи с этим в послевоенное время и в особенности в последние годы чрезвычайно расширилась борьба как партийно-советских органов, так и передовой общественности за гражданскую регистрацию брака. Она уже дала свои плоды: в 1963 г. коэффициент регистрируемой брачности в различных республиках и областях Северного Кавказа составлял от 7,7 до 9,7, а в среде городского населения —от 8,3 до 12,0. Сопоставление этих данных с общим показателем по СССР (9,1 в 1963 г.) позволяет сделать вывод, что в настоящее время у городского населения Северного Кавказа регистрируются практически все, а у сельского населения — подавляющее большинство браков. Переосмыслилось и понятие калыма, в которое теперь обычно включают не столько откровенный акт купли-продажи девушки, сколько его скрытую форму — «добровольные подарки» жениха родителям невесты. Поскольку такая форма затрудняет всякое официальное вмешательство, в борьбу с остатками покупного, брака широко включилась передовая общественность городов и селений.

Чтобы закончить разговор об обычаях, связанных со вступлением в брак (о свадебной обрядности, как и вообще обрядовой стороне современного семейного быта, будет сказано дальше),/ остановимся на брачных платежах другой стороны. Основной их вид, как и в прошлом, — не приданое, а значительно превосходящие его по своей ценности подарки родни невесты родне жениха. Положение с этим обычаем обстоит «несколько иначе, чем с калымом. Поскольку он никогда не был тем огромным социальным злом, какое представляет собой покупной брак, советское законодательство не отнесло его к числу наказуемых деяний и до недавнего времени он рассматривался как более или менее нейтральный. Между тем в послевоенные годы, вероятно отчасти в связи с создавшейся численной диспропорцией полов, подарки родне жениха возросли, а сам этот обычай продолжал удерживаться в отсталых слоях населения.

Похожие записи

  • 01.12.2014 Культура и быт народов Кавказа Народы Северного Кавказа издавна находились в многосторонних связях между собой и шли общим путем социально-экономического и культурного развития. Это обстоятельство, а также сходные […]
  • 22.11.2014 Профессиональная европейская музыка Профессиональная европейская музыка почти совершенно не проникала в массы горского населения Северного Кавказа. Можно отметить лишь деятельность первого горца-музыканта (скрипача) балкарца […]
Популярные записи